КП «Плесо» в начале лета рекомендовало киевлянам для купания 9 пляжей. Однако многие жители столицы опасаются городских водоемов. Можно ли доверять выбору городской службы? Как в стране обстоит ситуация с экологическими исследованиями водных ресурсов? Можно ли ловить рыбу из украинских водоемов и употреблять ее в пищу? Об этом в интервью ГолосUA рассказал президент ВГО «Громада Рыбалок Украины» Андрей Нелипа.
— КП «Плесо» составило список пляжей, где можно купаться в Киеве. Как вы считаете, насколько в этих водоемах купаться безопасно, в том числе и с детьми?
— Конкретно по киевским водоемам могу сказать, что, по-хорошему, купаться нежелательно практически везде. Потому, что, к сожалению, программа мелиорации водоемов не осуществлялась уже давно. Нужно понимать, что закрытые водоемы – биологически, природно сами не очищаются. Они зарастают, заиливаются и постепенно засоряются. Что вызывает ухудшение кислородного режима, гниение, при котором появляется угроза заразиться разными болезнями (в том числе от насекомых). Мы этот вопрос поднимали на уровне Киевского областного совета, не раз обращались с предложениями провести очистку водоемов. С помощью коктейля из бактерий чистят биологический состав воды, нормализуют баланс. Плюс заселяют водоем различными видами рыб, которые, в свою очередь, поедают лишнюю растительность и фитопланктон. Это называется биологическая мелиорация. Есть целый ряд водоемов, которые можно было бы очистить за небольшие деньги. По нашим подсчетам, за 3-5 миллионов гривен можно было бы 10 озер биологическим способом очищать примерно за год. И была бы там хорошая вода и рыбка. Но у КП «Плесо» — другая позиция. Они хотят за эти деньги вокруг озера только положить дорожки из плит.
— Есть информация, что в КП «Плесо» таким образом потратили деньги?
— Собирались это сделать. Вопрос поднимался весной, мы c учеными НИИ «Госводэкология» предлагали экологической комиссии программу по эко-биологической мелиорации водоемов. Для этого требовалось порядка 3,5 миллионов гривен. И вот у «шановных» наших функционеров из этого КП было намерение потратить эти деньги таким образом – благоустроить одно озеро. И эта конфликтная ситуация, она до сих пор не разрешена на уровне КГГА, хотя деньги в КП «Плесо» уже выделили. В будущем столице стоило бы принять такую программу очистки на постоянной основе – у нас в Киеве около 400 водоемов, за которыми нужно ухаживать регулярно.
— Недавно появилась информация, что в озера Тельбин, Радужное попала кишечная палочка, и эти озера временно закрыли…
— Когда мы говорим о бактериальной части биологической очистки, мы имеем в виду, что и от болезнетворных бактерий водоем очистят. Дисбаланс бактериальный, он ведь просто так не возникает. Это бытовое загрязнение. Это и сливы, и канализационные стоки. Люди могут видеть, как, например, в озеро Радужное вливается вода из канализационной трубы огромной. В заливе Верблюд на Оболони – та же ситуация. Там находится жилищный кооператив, многострой современный, но при этом труба непонятная сливает какие-то стоки в этот залив. Нет никакой документации. Тем временем, введен мораторий на проверку субъектов хозяйствования на уровне Кабмина. Имеем ситуацию, когда органы контролирующие – экологическая инспекция, сапнэпидемслужба – не могут проверить эти субъекты хозяйствования. Все контролирующие органы, вплоть до фискальных, подлежат этому мораторию.
— То есть, они не могут бороться с предприятиями, которые загрязняют воду своими отходами?
— Да. Недавно была ситуация на речке Конык – это Киев, Корчеватое, Голосеевский район, там есть залив Галерный и речка Конык, которая, собственно, впадает в Днепр. В прошлом году там погибло очень большое количество рыбы. Больше 10 миллионов особей. Ущерб государству нанесен на сумму около 50 миллионов гривен. И до сих пор никто не привлечен к ответственности. Люди, местная общественность, активисты, громада Корчеватого, они знают эту ситуацию, знают, кто произвел загрязнение, обращаются в экоинспекцию, рыбоохрану, санэпидемслужбу. А те, в свою очередь, не могут провести проверку. И эта ситуация в 2015 году дала новый результат. Опять было загрязнение, опять гибла рыба, опять приезжали экологи и рыбохрана.
— Скажите, есть ли у вас информация о ситуации с ресторанами на воде в районе Гидропарка, Почтовой площади, Русановки – там тоже продолжают выбрасывать отходы из ресторанов прямо в воду?
— У нас есть информация, что на нескольких базах отдыха, которые сейчас находятся в частном пользовании, отходы либо сбрасывают в воду, либо же выкапывают ямы, по типу компостных, и закапывают пищевые отходы туда. Потом весь этот яд через грунтовые воды просачивается в реки и водоемы.
— То есть эта тенденция характерна для всей Украины?
— Если в Киеве такое творится, то что можно говорить об остальных территориях нашей страны?
— Насколько загрязнен Днепр сливами с различных заводов именно в Киеве? Ведь, к примеру, купаться на пляже на Осокорках не рекомендуется по какой-то причине…
— Отсутствие денег в бюджете и масса других факторов приводят к тому, что не исследован этот вопрос. То есть, как таковые, исследования экологического состояния – очень слабо проводятся. В свое время мы проводили акцию «Чисте джерело» с «Укргидрометом». В 2008 году были найдены средства и проведены исследования текущего экологического состояния воды в 256-ти водоемах Украины. В Интернете есть даже карта экологического состояния водоемов, которую создали в результате этой акции. Но это ведь надо делать регулярно. Этот мониторинг – всегда был больным вопросом. Потому, что всегда у государства нет денег. Всегда находятся какие-то отговорки. Сколько раз мы обращались в КП «Плесо» по этому поводу, пытались вместе с ними провести какую-то работу в Киеве. И? Ничего!
— И все-таки, где можно купаться в Киеве? Может быть, есть чистые водоемы в Киевской области?
— Наша организация, конечно, не специализируется на этом. Но моя рекомендация следующая: купаться в Киеве лучше всего в Днепре, в проточной воде. Потому, что в закрытых водоемах надо еще изучать ситуацию. Я бы рекомендовал ОСББ, местным организациям оплачивать эко-пробы, или проводить анализы водоемов в целях безопасности жителей. Пусть даже жители скидываются сами и проводят эти исследования весной, обязательно. Что касается Днепра, все-таки там проточная вода. Вы говорите, сливы и так далее, но больших сливов я не знаю в Киеве. За исключением известной всем Бортнической станции аэрации.
— Но этот слив идет уже за чертой города, ниже дач на Осокорках?
— Да. Там, естественно, я не рекомендую никому купаться и ловить рыбу. Можете себе представить, какой там букет тяжелых металлов, канцерогенов и прочего. Конечно же, у нас лучше ситуация, чем, скажем в Запорожье, или в Днепропетровске, у нас все-таки не такой индустриальный город. Я думаю, что экологическими исследованиями должна озаботиться киевская власть, в первую очередь. Только не сейчас, когда лето и начинается жара. А весной. Причем очень результативной могла бы стать совместная работа с общественными, экологическими организациями. Созвать, провести общественные слушания, привлечь экспертную среду. И прислушаться к мнению людей.
— По поводу водопроводной воды. После попадания в водопровод вода очищается, или наоборот – загрязняется, можно ли ее пить?
— Я бы хотел по предыдущему вопросу добавить, что нам нужно провести мелиорацию Днепра в районе Киева. Там есть дисбаланс глубин. Добывание песка приводит к тому, что где-то ямы по 40 метров, а где-то – мели и вода зарастает. По-хорошему, русло нужно было бы восстановить. Понятно, что на это нужны определенные средства, но уже существуют и соответственные программы. Что касается водопроводной воды, у нас к «Киевводоканалу» тоже очень большая масса вопросов. Поэтому мы рекомендуем воду хотя бы кипятить и отстаивать, если нет возможности покупать нормальные фильтры – ОСМОС, например.
— Но в Киеве ведь водозабор ведется из Десны?
— Водозабор – это одно, а трубы – это другое. И что там происходит в этих трубах, вы знаете? «Киевводоканал» продолжает жаловаться, что нет денег, что все изношено, и фильтры, и очистительные бассейны тоже отсутствуют…
— Сколько лет уже не менялись трубы?
— Я думаю, лет 50, не меньше. Это субъективная оценка.
— Насколько Днепр чистый по сравнению с другими реками – Европы, России?
— После строительства водохранилищ по принципу электростанций, течение реки изменилось, происходит заболачивание и минерализация. Это не может не сказаться негативно на качестве воды и на экологии речного бассейна в целом. Шесть огромных водохранилищ и плотины электростанций наносят очень серьезный вред всему – и экологии в целом, и рыбам. Это большой негатив. Да, в свое время они создавались как какая-то светлая цель коммунистической безопасности, независимости. Но в масштабах страны, только 5 % электричества вырабатывают на этих гидроэлектростанциях. Ученые, экологи и зоологи практически в один голос говорят о том, что лучше всего было бы снести все электростанции и вернуть в нормальное русло Днепр. И я с ними согласен. С другой стороны, сложно себе представить, как это сделать, потому что это – очень дорого.
— Значит можно сказать, что Днепр – не самая грязная река в Европе?
— Все зависит от места. Потому, что Днепр в районе Киева и Днепр в районе Запорожья – «это две большие разницы, как говорят в Одессе».
— Какие самые загрязненные участки?
— Там, где коллекторы выходят прямо в воду, как в Днепропетровске. Там, где есть металлургические предприятия, как в Запорожье.
— Можно ли ловить рыбу в Днепре, в закрытых водоемах Украины?
— Экологические исследования водоемов не проводились очень долгое время, я могу с уверенностью сказать, что не менее 20 лет. Поэтому я не берусь говорить, что рыба, которая вылавливается в Днепре – безопасна. Рыбаки свидетельствуют о том, что по бассейну Днепра, начиная с Черкасс и ниже до Херсона, в этом году – всплеск паразитных поражений рыбы. И я думаю, что не стоит потреблять эту рыбу в пищу. К любой рыбе нужно относиться очень осторожно и однозначно подвергать термической обработке. Ведь при солении той же таранки опасность сохраняется.
— Киевской области это тоже касается?
— Это касается, к сожалению, всех наших областей. Кроме того, экологическое состояние водоемов тоже очень сильно влияет на состояние рыбы: загрязнение тяжелыми металлами и прочее, и прочее. Поэтому нужно провести основательные экологические и ихтиологические исследования. И мы обращались по этому поводу в Делегацию Евросоюза, эксперты которой участвуют в Совете Реформ при Минагрополитики, также там созданы направления по водным ресурсам и рыбному хозяйству. Мы этот вопрос обсуждали. Представители Евросоюза высказали мнение, что материально-техническая поддержка Украины с их стороны возможна при проведении подобных мероприятий.
— Сейчас кто-то занимается очисткой рек от мусора, помимо экологических организаций?
— Каждый вопрос об очистке рек опять же касается выделения средств. Необходимо нанимать ассенизаторские компании, которые вывозят этот мусор. Когда начинаешь инициировать эти вещи, упираешься в то, что у госорганизаций нет средств на это. Поэтому большей частью очисткой водоемов занимаются активисты, гражданские организации. Обычно это движения пользователей водоемов. Это либо туристы, либо рыбаки, либо подводные охотники, либо водомоторники – собираются и своими силами за собственные средства проводят очистку водоемов и берегов, любимых мест отдыха. Но это больше, я думаю, вопрос и ответственность городских советов. Соответственную статью расходов надо закладывать в бюджеты изначально. На то есть профильные экологические комиссии во всех органах самоуправления – и городских и областных. На них выделяется определенное финансирование. Только вот куда эти деньги исчезают – непонятно. А активисты за свои деньги постоянно проводят акции по очистке берегов и водоемов. Я бы попросил киевлян быть более ответственными, меньше сорить по берегам, не бросать мусор в водоемы. И по возможности, не заниматься браконьерством.
Источник: Golos.ua
Tags: биологическая, более 20 лет, в Украине, вода, водоемов, Десна, Днепр, Днепропетровск, Запорожье, исследования, Киев, мелиорация, не проводились, Плесо, пляжи, экологические